Сравнение русской и немецкой школы. Часть 1.

Данный пост основан на опыте преподавания в российской школе (я была предметником и классным руководителем), опыте обучения моей сестры (9 класс) в немецкой и российской школе, а также мнениях моих уже немецких коллег. На данный момент я помогаю учителю немецкого на интеграционных курсах как волонтер и планирую получать педагогическое образование в Германии. В данном посте я сравниваю Realschule в Германии и обычную среднюю школу в России. (МНОГОБУКВ и ИМХО)

  1. Не по одежке встречают

Россия: несмотря на то, что в России мало школ, в которых реально есть школьная форма (согласно уставу), многие школы требуют так называемый дресс-код, а точнее белый верх – черный низ. При этом такими правилами одежды реально выворачивают руки детям (они не хотят так скучно одеваться), родителям (где взять подростку 100500 разных рубашек, а белая в голубую полоску уже не подходит), а также, учителям (а вы, Марья Ивановна, скажите, почему Петров в вашем классе не по форме? Не хочет? Плохо работаете!). При этом, если дать детям послабление и разрешить ходить в чем угодно, многие будут выглядеть так, будто перепутали тусовку и школу.
Германия: а вот тут и правда, ходи в чем хочешь. Хоть в пижаме, и это не шутка. Но тем не менее подростки выбирают обычный стиль: джинсы и пуловеры, мало кто из девушек ходит в платьях или юбках, стиль больше повседневный или немного спортивный, все более чем прилично. Учителя тоже одеваются как хотят, к ним нет никаких требований. Первый принцип – простота и удобно, главное, что это абсолютно не мешает учебному процессу.

  1. Телефонам не место в школе 

Россия: хоть в русских школах и запрещено использование телефонов, этот момент почти нереально контролировать. Дети щелкают в телефоны, учителя не имеют права их отбирать, родители и администрация раз через сто реагируют на данную ситуацию.
Германия: если Ваш ребенок очень привязан к телефону, то придется его отучать. Телефоны в школах запрещены от слова совсем, в некоторых школах стоят глушители связи (как у моей сестры) и учителя просят детей говорить по телефонам на улице. Вот написано на сайте школы моей сестры: Во время урока, мобильные телефоны должны быть отключены. Применение в перерывах допускается только с наушниками.

  1. Вседозволенность – не есть безнаказанность 

Россия: как учитель могу сказать, что административные способы наказания сведены к нулю. Выгнать мы ребенка не можем за плохое поведение с урока, мы не имеем права кричать, мы можем по полгода звать родителей в школу, и, если они не захотят, они не придут. Мы не имеем права оставлять ребенка на второй год без согласия родителей. Учителя становятся заложниками системы, в которой работают — мы должны учить детей, следить за ними, воспитывать. Но, к сожалению, у нас в руках только пряник, никакого намека на кнут. А дети не все солнышки, увы. Отсюда учителя орут и срываются на всех детей. Я ни в коем случае не оправдываю несдержанность коллег, но иногда были правда невыносимые ситуации. Тогда учителя правда орут, выгоняют из класса, и все это приводит еще к худшим ситуациям.
Германия: в первый же день одноклассник моей сестры оказался за дверью из-за плохого поведения вместе с партой и стулом, на следующей неделе парня отстранили из школы на три дня за то, что в споре использовал мат и агрессивно переходил «на личности». Если ребенок не делает задания/ нарушает дисциплину/ проявляет признаки антисоциального поведения, об этом обязательно сообщат родителям. Если они не отреагируют, то сообщат в шуле амт. Учителя тут не надрываются, не кричат на детей, тут есть весьма отлаженная схема – учитель – родитель – управление по образованию. Все конфликтные ситуации более чем подробно разбираются. Ребенка в ОБИДУ никто не даст. Ни из-за умственных способностей, ни из-за внешности, ни из-за языка или национальности ребенка не будут обижать. Все это строго пресекается и контролируется.

  1. Если все можно сделать в классе, то зачем нести школу домой?

Россия: огромные объемы домашней работы и достаточно сложной. Уроки у нас дома заканчивались к полуночи, и за каждое невыполненное задание двойка летела в журнал. Помню, что учебник по биологии в 9 классе был такой сложный, что сестра меня просила пересказать материал «русским языком», чтобы это было проще воспринимать.
Германия: все успевают в школе, у сестры почти нет домашней работы. Есть какие-то творческие проекты: рисунки и презентации. По английскому и математике иногда задают несколько номеров, но редко и объемы не сопоставимы.

  1. Галопом по Европам? Нет, не слышали 

Россия: объем информации, который проходит ребенок за год, просто колоссален. Многое ли остается в голове? Нет. По алгебре в 11 классе, например, успевают забраться в такие дебри, которые даже в вузе не всегда нужны.
Германия: тонкие учебники, небольшие объемы информации, одна и та же тема перемалывается несколько раз (теорему Пифагора, например, разбирали в 9! классе месяца два). Тем не менее, такие объемы информации плотно залегают в голове) Честно, меня сначала смутили отсутствие дз, такие тонкие учебники, но нет. У ребенка есть время учить язык, отдыхать, и, самое главное, я забыла, когда видела сестру в расстроенных чувствах из-за того, что ребенок не может выдохнуть от нагрузки.

  1. Чем больше наглядных элементов и практики – тем веселее урок. 

Россия: не многие школы имеют хорошее техническое оснащение, не многие учителя могут похвастаться умением работать с техникой. Отсюда уроки выходят иногда пресными. Да и зарплата с дополнительной нагрузкой в виде документации и отчетов не мотивируют устраивать шоу. Уроки трудов упраздняются, профориентация детей не очень активная, ребята редко выезжают на экскурсии (это часто связано с тем, что дико сложно собрать документы на путевку).
Германия: активная профориентация (проф. ярмарки, посещение предприятий, практика на работе у родителей); много поездок, фестивалей, выставок (все это, конечно, не бесплатно, но! если родители на социальном пособии, они могут подать в джоб центр антраг на оплату поездки). Отдельно хотелось бы рассказать про уроки кулинарии у сестры в школе. Раз в неделю ребята готовят на отличной кухне вкусные блюда. А завтра, так как их класс кулинарии будет занят (ученики 8ого класса готовят и продают в школе вафли – День вафель), они идут с учителем есть мороженое в итальянское кафе во время уроков кулинарии. Вместо кулинарии ребята могут выбрать еще и другие предметы.

Автор статьи

Читайте также:

Комментарии:

1 комментарий

  1. Я:

    Полностью не согласна. Образование в России более качественное, дети много учат и читают, и познают. Образование в России доступное, дети могут пойти учится в гимназию, лицей с первого класса. У всех есть равные возможности. Дети могут рначать рваться к учебе не только в начальных классах..в Германии если что то пошло не так в начальной школе..тебя выкинут в другую школу с треском..Во втором классе дети пишут …карандашами!!! Не ручками!!! Мало знают, плохо считают, плохо пишут!! Да-да ..в этой хваленой Германии!!)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *